Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 6 июля 2023 года №УП-108

О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере развития конкуренции и защиты прав потребителей в рамках административных реформ

В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 25 января 2023 года №УП-14 "О первоочередных организационных мерах по эффективному налаживанию деятельности республиканских органов исполнительной власти":

1. Утвердить:

приоритетные направления деятельности Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей согласно приложению №1;

организационную структуру Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей согласно приложению №2;

"Дорожную карту" по углублению реформ в сфере развития конкуренции и защиты прав потребителей и совершенствованию деятельности системы согласно приложению №3;

Перечень функций Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей, передаваемых частному сектору, согласно приложению №4.

2. Установить, что Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей (далее — Комитет по конкуренции):

является республиканским антимонопольным органом, который в своей деятельности подотчетен непосредственно Президенту Республики Узбекистан и Сенату Олий Мажлиса и ежегодно представляет отчет о состоянии конкурентной среды в экономике и защите прав потребителей;

реализует свои полномочия независимо от государственных органов и организаций.

В отношении работников Комитета по конкуренции сохраняются условия оплаты труда, предусмотренные для работников реорганизованного Антимонопольного комитета.

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) начиная с 1 октября 2023 года:

внедряется реестр (перечень) хозяйствующих субъектов, которым предоставлены эксклюзивные права, ведение которого и контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами условий недопущения дискриминации возлагается на Комитет по конкуренции;

Комитет по конкуренции определяет субъекты, имеющие возможность одностороннего влияния на определение условий сделки, территории и цены реализации товаров (превосходную переговорную силу) и запрещает злоупотребление ими превосходной переговорной силой;

юридическое или физическое лицо, заключившее антиконкурентное соглашение или совершившее взаимно скоординированное действие и первым добровольно сообщившее об этом в Комитет по конкуренции, освобождается от ответственности, установленной законодательными актами о конкуренции;

государственные органы в обязательном порядке вносят в Комитет по конкуренции проекты нормативно-правовых актов, предусматривающих предоставление государственной помощи, для оценки их влияния на конкурентную среду;

хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных, финансовых и цифровых рынках, размещают на своих официальных веб-сайтах типовые договора (оферты) по монопольным видам реализуемых товаров (работ, услуг). При этом Комитет по конкуренции проводит изучение этих договоров на предмет случаев включения в них условий, приводящих к ограничению конкуренции и (или) ущемлению прав и интересов потребителей, иных хозяйствующих субъектов на постоянной основе;

при осуществлении деятельности в сфере естественных монополий хозяйствующими субъектами, основной деятельностью которых не является производство товаров или оказание услуг в условиях естественной монополии, они не считаются субъектами естественной монополии. При этом при необоснованном повышении либо неправильном применении цен (тарифов), ущемлении прав и интересов предпринимателей и потребителей к данным хозяйствующим субъектам применяются требования законодательных актов о конкуренции;

б) в целях предупреждения конфликта интересов работники Комитета по конкуренции не включаются в состав конкурсных (тендерных) комиссий в государственных закупках, в том числе осуществляемых за счет средств международных финансовых институтов, а также в сферах государственно-частного партнерства и передачи в доверительное управление;

в) при пресечении антиконкурентных действий внедряется порядок осуществления профилактических и разъяснительных мероприятий без применения мер ответственности в отношении субъектов предпринимательства, впервые совершивших правонарушения в случаях, имеющих низкую степень экономического воздействия;

г) Комитетом по конкуренции реализуется проект "Мы вас слушаем", в рамках которого внедряется система ежеквартального проведения встреч с предпринимателями и иностранными инвесторами, разработки и реализации предложений по устранению факторов, препятствующих конкуренции, в не менее чем одной отрасли;

д) внедряется система поддержки общественного контроля в сфере развития конкуренции и защиты прав потребителей путем поощрения инициатив, оказания содействия деятельности негосударственных некоммерческих организаций, их методологической поддержки, предоставления им технического содействия, повышения квалификации и правовых знаний их работников.

4. Комитету по конкуренции (Ш. Шарахметов):

а) в месячный срок внедрить систему, предусматривающую:

проведение фундаментальных научно-практических исследований по вопросам конкурентной политики и защиты прав потребителей, обеспечение внедрения и гармонизации с национальной системой зарубежного опыта в сфере конкуренции;

подготовку предложений и программ по кардинальному реформированию сфер естественных монополий, экономический анализ и разработку стратегических программ по регулированию монополий и развитию конкурентной среды;

регулярное повышение квалификации и потенциала кадров, в том числе работников Комитета по конкуренции, других государственных органов и организаций с привлечением зарубежных экспертов и специалистов высших образовательных организаций республики в области развития конкуренции и защиты прав потребителей;

б) до 1 сентября 2023 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в установленном порядке внести проекты нормативно-правовых актов по внедрению действенных механизмов сокращения негативного воздействия на конкуренцию хозяйствующих субъектов. При этом принять во внимание:

введение правил недискриминации прав и законных интересов других лиц со стороны хозяйствующих субъектов, которым предоставлены эксклюзивные права;

установление порядка выдачи предупреждения и разъяснения по случаям, имеющим низкую степень экономического воздействия, при пресечении антиконкурентных действий;

введение правил, направленных на ограничение негативного воздействия на конкуренцию объединений юридических лиц на рынке, при регулировании отраслей.

в) до 1 октября 2023 года совместно с Агентством по противодействию коррупции (А. Бурханов) и иными министерствами и ведомствами разработать и внедрить в практику действенные механизмы недопущения случаев коррупции и их ранней "диагностики", выявления и устранения факторов, порождающих коррупцию, в системе Комитета по конкуренции;

г) до 20 декабря 2023 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

внести в установленном порядке проект постановления Кабинета Министров по регулированию деятельности естественных монополий посредством независимых регуляторов с проведением анализа реализуемых проектов, а также оптимизации актов законодательства, регулирующих тарифы естественных монополий, с проведением их полной инвентаризации;

разработать информационную систему и мобильное приложение "Информация о товаре", предоставляющие возможность потребителям получить в режиме онлайн сведения о товарах (работах и услугах), находящихся в обращении на потребительском рынке страны, а также принять меры по поэтапной интеграции с информационными системами государственных органов и электронного правительства;

д) обеспечить направление специалистов Комитета по конкуренции и организаций его системы, а также работников других государственных органов и организаций на краткосрочные и долгосрочные учебные курсы в области противодействия монополии и развития конкуренции в передовые зарубежные государства для обучения и обмена опытом.

5. Одобрить предложение Комитета по конкуренции и Министерства экономики и финансов о поэтапном внедрении института независимых рыночных регуляторов в сферах, связанных с инфраструктурой отраслей и естественными монополиями, в том числе электрической энергией, природным газом, железными дорогами, гражданской авиацией, услугами аэропортов, автомобильными дорогами и телекоммуникациями.

Определить, что до 1 января 2025 года функции Комитета по конкуренции по регулированию и контролю тарифов субъектов естественной монополии поэтапно передаются создаваемым независимым рыночным регуляторам.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Указ Президента Республики Узбекистан от 6 июля 2023 года №УП-108
"О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере развития конкуренции и защиты прав потребителей в рамках административных реформ"

О документе

Номер документа:УП-108
Дата принятия: 06.07.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:07.07.2023
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 7 июля 2023 года, №06/23/108/0460